В настоящей статье уделяется внимание такой актуальной проблеме современности, как
утрата идентичности жителями России вообще и жителями Красноярского края в частности.
Уникальность сибирского характера, местной природы, жизни в Сибирском регионе стала
восприниматься совершенно иначе, чем в прошлом. Слишком активно стало инокультурное
влияние западных стран, изменяя в обществе представления о традициях, нормах, ценностях.
Как никогда раньше региональная культура Красноярского края стала нуждаться в эталонах,
способных наглядно продемонстрировать сибирскую идентичность, пробудить самосознание
людей в качестве сибиряков, вызвать чувство гордости за свою малую Родину. Такими
эталонами могут выступать произведения искусства, несущие в своей чувственно-явленной
форме глубокие идеи и смыслы. В качестве примера, доказывающего данную гипотезу, был взят такой вид изобразительного искусства, как графика, и его разновидность - ксилография.
Из графических произведений искусства, участвующих в процессах формирования сибирской
идентичности, были выбраны работы мастеров Сибирской школы ксилографии Германа
Паштова. Цель их анализа - выявление ментальных характеристик Сибири, Красноярска,
сибиряков, которые могут быть считаны зрителями из произведений. В качестве методологии
использовались теоретические положения современной теории изобразительного искусства,
а также разработки теории художественной критики. В результате их рассмотрения
было выявлено, что в работах красноярских мастеров Сибирской школы ксилографии образы
Сибири в различных ее проявлениях (город, природа, люди, отношения и т.д.) действительно
демонстрируются идеи, способствующие формированию сибирской идентичности.