Научная статья посвящена одной из актуальных проблем адаптации выпускников средних
образовательных школ северных территорий к обучению в образовательных учреждениях
постшкольного обучения в условиях «большого» города. Данная исследовательская проблема
рассматривается в контексте глобальных трансформаций, характерных для коренных
малочисленных народов Севера и Сибири в современной ситуации. Идея создания «Северной
школы» является одним из результатов двухлетней работы в грантовых проектах,
посвященных комплексному исследованию этнокультурных, демографических, религиозных,
миграционных процессов и стратегического прогнозирования будущего социально-культурного
развития коренных малочисленных народов Севера и Сибири. Исследовательская траектория
проектов в обозначенном проблемном поле определила основные направления дальнейших
исследований. Среди приоритетных направлений определена реализация проекта по созданию
в университете новой структуры, целевая ориентация которой - активное приспособление
(социальная адаптация) молодежи КМНС к социальной среде мегаполиса в формате ускоренной
подготовки к поступлению в учебные заведения. «Высшая северная школа» в СФУ должна
стать «площадкой-мостом» между тремя реальностями: реальностью среднего образования,
которое получают выпускники на северных территориях, реальными образовательными
потребностями этих выпускников и реальными потребностями рынка труда северных
территорий -мест компактного проживания коренных этносов Красноярского края.
Реализацию идеи мы видим в поле поликультурного образования, которое, с одной стороны,
способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания
обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от иных.