С 2003 года у нас в стране оформляются идеи профильного обучения, и параллельно ведется
мониторинг условий и возможностей, которые создаются в школах для образования
старшеклассников.
Данная работа является попыткой получения обратной связи от самих школьников, ответа
на следующие вопросы - является ли для школьника профильная школа местом обучения
выбору жизненного пути, решаются ли школьниками задачи самоопределения относительно
своего жизненного и профессионального будущего?
Основой для работы явилось исследование, проведенное в рамках Проекта апробации моделей
профильного обучения в Красноярском крае (2008г). В исследовании приняли участие 4174
учащихся 9 и 11 классов, проживающих в городах и селах Красноярского края. В качестве
метода исследования использовалось анкетирование. В анкете применялись вопросы
открытого и закрытого типа. Школьникам было предложено ответить на вопросы о том,
что они понимают под профильным обучением, какие сильные и слабые стороны профильного
обучения могут выделить, как школа может влиять на их выбор профессии (профессиональное
самоопределение) и др.
Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:
1) городские школьники, в отличие от сельских, позже приступают к решению задачи
профессионального самоопределения;
2) учащиеся, как девятого, так и одиннадцатого классов, имеют очень узкое и однобокое
представление о профильном обучении - выделяют два результата профильного обучения -
профессиональное самоопределение и поступление в вуз;
3) острота вопроса профессионального самоопределения не спадает от девятого к
одиннадцатому классу.
Это означает, что, говоря об образовании старшеклассников, нельзя ограничиваться только
изменениями в учебных планах - введением профилей, выбором уровня изучения предмета (базовый, профильный), элективных курсов. Вся среда, окружающая школьника, влияет на
процесс его самоопределения - может как способствовать этому процессу, так и затруднять
его.
В связи со сказанным выше мы можем сформулировать задачи реализации профильного
обучения на современном этапе.
1. Создание возможностей в каждой школе для выбора учащимися уровня изучения предметных
программ, курсов, практик, проектов и др. видов деятельности старшеклассников.
2. Построение системы педагогического сопровождения процесса самоопределения учащихся -
создание условий для запуска и осуществления рефлексии старшеклассниками своего
образовательного пути в контексте жизненного самоопределения.
3. Расширение границ образовательных возможностей профильной школы за счет включения
в это пространство ресурсов города/села, региона, страны, мира.