Во все времена у всех народов к украшенному оружию было особое отношение. Меч у
европейцев, как и сабля у народов Востока, почитались, их наделяли особым смыслом,
что находило выражение в особенностях конструкции, формы, изысканности декора,
наконец, привлечении дорогих и редких материалов. История отечественного, в том числе
златоустовского, оружейного искусства не исключение. Тема оружия «особого вида», а именно
меча, в исследовании традиций художественного металла Златоуста поднимается впервые.
Меч был неповторим по заложенной в нем идее, назначению, убранству, принадлежности.
Творческое наследие мастеров Златоустовской оружейной школы XIX века представляет
собой яркий пример синтеза, органичного соединения в творчестве уральских оружейников
лучших культурных традиций и искусства народов Европы и Азии. Редкие образцы этого
вида холодного оружия представлены в экспозициях ведущих музеев России и стран Европы.
Изучение вопроса появления оригинальных изделий в условиях оружейного производства
Златоуста создает прецедент выявления подлинных произведений прикладного искусства и
включения их в контекст общеевропейского и мирового культурного наследия.