Статья посвящена методологическим и концептуальным основаниям культурных исследований
народов Севера Красноярского края.
Автор рассматривает основные термины, которые приняты в современных научных
исследованиях, и обосновывает применение термина «индигенные народы» применительно к
коренным народам Севера, проживающим на территории Красноярского края.
В статье подробно обсуждаются возможности концепции аккультурации Джона Берри
как основы для современных культурных исследований индигенных народов Красноярского
Севера. Автор полагает, что в настоящее время имеет место не культурное взаимодействие
двух достаточно обособленных этнокультурных групп (российского этноса и этноса,
принадлежащего к народам Красноярского Севера), а «Большого» плюралистического
общества и определенной этнокультурной группы.
Данный подход означает, что в процессе аккультурации обе стороны испытывают
воздействие друг друга и изменяются. В настоящее время лучше других изучены изменения,
происходящие в локальной этнокультурной группе, тогда как изменению подвергается и
«Большое» плюралистическое общество.
Автор полагает, что в настоящее время Россия переживает определенный этап, характерный
для мирового сообщества и связанный с переходом к новому типу социально-экономических
отношений между государством и индигенными народами Красноярского Севера. Этот период
характеризуется переходом от фиксации традиционного способа жизни, якобы характерного
для этих народов, к поиску механизмов вписывания данных культурных стандартов в рыночную
экономику.
Данная социально-экономическая реальность требует и новых культурно-антропологических
подходов, связанных, в частности, с использованием возможности Human Relations Area Files
(HRAF) для кросс-культурных исследований северных народов Красноярского края.