В настоящей статье рассмотрены изменения самопознания и самоотношения студентов –
будущих психологов с первого по пятый год их обучения. Тренинги личностного роста являются
наиболее эффективным способом для развития этих процессов, поэтому такие тренинги часто
включаются в учебные программы психологических факультетов. Исследование включало
ежегодное изучение эффективности использования тренингов личностного роста для
студентов – будущих психологов стабильных учебных групп. Самопознание и самоотношение
студентов изучалось до и после проведения тренингов с помощью самоотчетов, теста 20
утверждений на самоотношение М. Куна, Т. Макпартленда и рисуночных проективных
методик. В результате выяснилось, что значения параметров самопознания и самоотношения
студентов стабильных учебных групп на социальном уровне были намного выше, чем значения
этих параметров на уровне физического и рефлексивного уровней самосознания. В то же
время физический уровень прямо пропорционально коррелирует с рефлексивным уровнем и
обратно пропорционально коррелирует с социальным уровнем самосознания. Следовательно,
фиксация на социальном образе Я «включает» защитные механизмы личности и препятствует
переживанию Я физического и Я рефлексивного. Таким образом, тренинги личностного роста в
стабильных учебных группах тормозят личностное и профессиональное развитие студентов,
так как они блокируют рост их самопознания и самоотношения