Статья посвящена анализу особенностей реализации толковательного экфрасиса в рассказе
В. Распутина “ Изба “. Особый интерес современного литературоведения к интермедиальной
поэтике современной прозы связан с очередной сменой культурной парадигмы, отходом
от литературоцентризма в сторону “искусствоцентризма”. Поэтика толковательного
экфрасиса позволяет рассматривать текст на метатекстуальном уровне.
В рассказе трансформированы многие сюжетообразующие конструкты, свойственные
традиционалистской прозе в целом: уход на войну, продолжение или прерывание традиций,
подготовка к смерти и погребению, разрушение и воссоздание космогонии. Пространство
избы в рассказе описано как “другое место” (гетеротопия). Мир окрест в экзегезисе явлен как
хаотичный и, более того, эсхатологический.
Анализ экфрасиса позволяет выявить смыслообразующие конструкты. Таким образом,
изба остается инопространством, основанным на своей собственной axis mundi, и поэтому
способным выстоять посреди хаоса “износившегося” мира. Своеобразным древом жизни
становится сам дом Агафьи, ставший духовным пристанищем в инобытии, некой точкой
встречи для праведных и грешных, своих и чужих. Подобные трансформации свидетельствуют
об утрате прежних, утопических, идеалов и о попытке поиска альтернативы бытия внутри
пространства хаоса, что, в свою очередь, является признаком отхода от традиционализма