В статье обсуждается вечная философская проблема двойственности положения человека
во вселенной: с одной стороны, человек, будучи воплощенным физически, конечен, с другой –
эпистемологически он неограничен. Другими словами, физически человек несоизмерим со
вселенной, эпистемологически же он охватывает всю Вселенную. Современная космология
функционирует в условиях этого парадокса, известного со времен классической греческой
философии, и, таким образом, эксплицирует сущность амбивалентного человеческого
состояния. Любая попытка представить вселенную как целое в феноменальности объектов,
то есть как лишенную присутствия человеческого взгляда на нее, приводит к отрицанию
личностного существования и сведению феномена человека к незначительному физическому
и биологическому артефакту. Однако даже если космология ратует за такое видение
вселенной, личность не исчезает из картины вселенной, но становится «присутствующей
в отсутствие»: личность как центр раскрытия и манифестации вселенной эксплицируется
в космологии апофатически. Соответственно космология позиционирует себя как
познавательная активность, принадлежащая как области естественных, так и области
гуманитарных наук