Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Совершенствование навыков координации и равновесия у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата за счет включения элементов лечебной физической культуры в структуру академических занятий по физическому воспитанию

Дата публикации: 2017

Дата публикации в реестре: 2020-03-03T18:50:53Z

Аннотация:

В настоящее время актуальной остается проблема ухудшения здоровья студентов вузов, что приводит к снижению трудоспособности и нарушению социальной адаптации части выпускников. Было предложено внедрить занятия лечебной физической культурой (ЛФК) в систему физического воспитания студентов. Цель — исследовать эффективность совершенствования навыков координации и равновесия у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) за счет включения элементов ЛФК в структуру академических занятий по физическому воспитанию. Материал и методы. В исследование вошли 49 студентов, которые были разделены на 2 группы: основную и контрольную. В основную группу были включены 32 студента (мужчины) в возрасте 18—19 лет с нарушениями ОДА (сколиоз 3-й степени, остеохондропатия, остеохондроз). Основная группа занималась по учебной программе, направленной на повышение двигательных навыков студентов, с включением элементов ЛФК. В контрольную группу вошли 17 студентов аналогичного возраста без нарушений ОДА, которые посещали занятия по физическому воспитанию по традиционной программе. Оценка координационных способностей и равновесия выполнялась с помощью стабилографического анализатора Стабилан-1. Выполнялись проба Ромберга с открытыми и закрытыми глазами и тест на устойчивость. Результаты и обсуждение. В начале учебного года большинство показателей у студентов с нарушениями ОДА (разброс во фронтальной и сагиттальной плоскостях, площадь эллипса, средняя скорость перемещения центра давления и качество функции равновесия) достоверно отличались (p<0,05) от аналогичных значений контрольной группы. После занятий по учебной программе с включением элементов ЛФК в течение учебного года в основной группе было отмечено существенное улучшение: наблюдалось возрастание качества функции равновесия, снижение разброса во фронтальной плоскости и скорости перемещения центра давления, а также уменьшение площади эллипса. Показатели смещались в направлении значений, характерных для контрольной группы. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют, что включение элементов ЛФК в систему занятий по физическому воспитанию для студентов с нарушениями ОДА оказывает положительное влияние на параметры устойчивости при поддержании позы, а также на показатели равновесия в целом. Это проявлялось в снижении амплитуды и скорости колебаний центра давления, уменьшении площади проекции его перемещений, а также в увеличении показателя качества функции равновесия, который характеризует эффективность подержания позы. Кроме того, наблюдается снижение отношения величин разбросов во фронтальной и сагиттальной плоскостях, а также уменьшение роли зрительного контроля в поддержании равновесия. Полученные результаты позволяют рекомендовать использование элементов ЛФК в учебном процессе студентов с нарушениями ОДА.

Тип: статьи в журналах

Источник: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017. Т. 94, № 1. С. 36-40


Связанные документы (рекомендация CORE)