Материалов:
1 005 021

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Аудирование и чтение при формировании иноязычной межкультурной компетенции

Дата публикации: 2017

Дата публикации в реестре: 2020-03-03T18:56:39Z

Аннотация:

Рассмотрены аудирование и чтение как объекты перцептивно-смысловой деятельности обучающихся при формировании иноязычной межкультурной компетенции. Анализ содержания иноязычной межкультурной компетенции показывает, что такая способность обучающихся предполагает не только их общую готовность к иноязычной коммуникации, характеризуемую как иноязычная коммуникативная компетенция, но и способность адекватно воспринимать, понимать, интерпретировать феномены другой культуры, умение сравнивать, находить различия и общность с ценностными ориентациями родной ментальности и национальными традициями, критически их осмысливать и встраивать в собственную картину мира, адекватно понимать речевое поведение инофона как представителя иной культуры. В этой связи процесс формирования иноязычной межкультурной компетенции в первую очередь зависит от успешности перцептивной деятельности обучающихся, связанной с сенсорно-смысловой переработкой иноязычной информации. Выделение перцептивного компонента в составе иноязычной межкультурной компетенции согласуется с психологической теорией общения, в соответствии с которой общение реализуется на трех уровнях: перцептивном, информационном и интерактивном. Развивая перцептивный компонент целевой компетенции, мы совершенствуем общую способность обучающихся к иноязычному общению с представителями иного лингвосоциума. Анализируется восприятие иноязычной речи как многоуровневой иерархической структуры мыследеятельности, которая располагает сложными аналитико-синтетическими механизмами обработки поступающего речевого сигнала по разным уровням (акустическому, семантико-языковому, смысловому) и разным модусам восприятия (визуальному, слуховому). Выявлены особенности рецептивной деятельности обучающихся в момент восприятия аутентичного контекста в условиях межкультурной коммуникации. Важным фактором успешности обучения служит углубление понимания контекста восприятия, которое развивается через взаимодействие лингвистических, когнитивно-дискурсивных и психологических аспектов перцепции иноязычного аутентичного дискурса и формирование прагматического опыта обучающихся, опосредованного аутентичным иноязычным дискурсом. Проведенный анализ показал, что для актуализации и развития перцептивной стороны речевой деятельности обучающихся необходимо формирование комплекса релевантных знаний, навыков, умений и стратегий, рефлексии успешности собственной иноязычной и речемыслительной деятельности для достижения адекватности понимания воспринимаемого аутентичного дискурса, что в методике обучения иностранным языкам непосредственно связано с обучением рецептивным видам речевой деятельности с учетом их особенностей в условиях межкультурной коммуникации. Когнитивно-дискурсивный подход рассматривается в качестве основы образовательной деятельности, которая способствует созданию условий для тренировки механизма переработки входящей информации, когда процессы восприятия, интерпретации и понимания опосредуются аутентичным иноязычным дискурсом и ситуативным контекстом речевого иноязычного высказывания.

Тип: статьи в журналах

Источник: Язык и культура. 2017. № 40. С. 154-173


Связанные документы (рекомендация CORE)