Репрезентация феномена "оскорбление словом" в медиатекстах: количественный, семантический и прагматический аспекты (на материалах СМИ, представленных в Национальном корпусе русского языка)
Изучая феномен «оскорбление словом» в практике юрислинг-вистических отношений, автор в рамках данной статьи выявляет присутствие этого феномена в текстах средств массовой информации. Частотность употребления лексики, обладающей оскорбительным потенциалом, определяется на примере публикаций, входящих в газетный корпус Национального корпуса русского языка. Приводятся примеры контекстов, содержащие инвективные слова: жаргоны, арго, вульгаризмы, обсценизмы, бранную лексику. Предпринимается попытка установить границы инвек-тивности той лексики, которую используют журналисты при создании отрицательного образа героев своих материалов. Отмечается безадресность употребления слов оскорбительной модальности. Основой для анализа стали классификации инвективной, обсценной и бранной лексики, представленные в научных трудах М.В. Горбановского и В.М. Мокиенко. Уточняется, что при классификации оскорбления главную роль играет неприличная форма слова, регламентированная статьей 5.61 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Делаются выводы о том, как соотносится использование журналистами инвективной лексики с тематическими и жанровыми особенностями меди-атекстов. Кроме того, рассматривается проблема различия в понимании оскорбления: оскорбление на бытовом уровне не соотносится с оскорблением в юридическом смысле. Нами установлено, что количественный показатель сниженной разговорной лексики, которая соотносится с оскорблением на бытовом уровне, значительно превышает показатель обсценной и бранной лексики, попадающей под требования статьи 5.61 «Оскорбление» КоАП РФ. Оговариваются случаи (в том числе эвфемизация текста, иносказание), когда оскорбление не поддается классификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.