В статье раскрываются сущность, а также противоречивость проявлений экологической культуры, ее способность к изменениям под влиянием социокультурных факторов, что обусловливает необходимость теоретико-методологического осмысления данного феномена с учетом опыта его изучения в мировой и отечественной гуманитарной науке. Указывается на необходимость развития знаний о возможностях, конкретных путях, методах и формах совмещения теоретических постулатов экологической культуры, воспитания людей и решения практических вопросов, имеющих экологическую составляющую. В практическом измерении экологическая культура, в разных формах и контекстах ее проявления, включая индивидуальное поведение человека, должна функционировать в виде конкретных регулятивных требований и нормативов решения ситуационных задач, определения стратегических целей и направлений деятельности по формированию экологосообразного образа жизни личности и общества.