Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Глагольные композиты в детской речи (на материале русского языка)

Дата публикации: 2019

Дата публикации в реестре: 2020-03-03T19:34:49Z

Аннотация:

Представлены примеры русскоязычных глагольных композитов в детской речи, которые составляют достаточно большую группу лексических единиц. Предложено объяснение понятия «сложное слово / композит», которое понимается как лексическая единица, формально восходящая к двум, трем и (или) более основам или вообще самостоятельным словам и имеющая структурно-семантическую целостность, т.е. она семантически связана со значением синтаксической конструкции. Ведущими критериями интерпретации сложного слова, композита были: морфологический и семантический критерий – связывание частей специальной соединительной морфемой и семантическая слитность номинации; в тех же случаях, когда оба эти признака не просматривались явственно, единственным критерием выделения окказионального композита становился фонетический критерий – наличие одного сильного ударения. Названы ключевые критерии сложного слова / композита, среди которых: фонетический, морфологический и семантический критерий и основные способы словообразования: 1) фонетико-морфологический; бессуффиксный; 2) суффиксальный; 3) префиксальный; 4) смешанный, суффиксально-префиксальный, а также синтаксические способы. Сделана попытка рассмотреть глагольные композиты, которые представляют немногочисленную группу сложных слов в речи детей, но эти композиты интересны тем, что не подходят под классификацию образования сложных глаголов. Главной причиной такого подхода является ярко выраженный динамизм детских высказываний. Словотворчество детей также свидетельствует о динамизме детского восприятия окружающей жизни. Понимая некоторую условность выделения композитов причастий, мы, тем не менее, не можем не отмечать глагольного происхождения опорного компонента. В противном случае опорный глагол выпадает из структурно-семантического анализа детских композитов, а это не вполне соответствует реальной морфологоориентированной палитре детского словотворчества.

Тип: статьи в журналах

Источник: Язык и культура. 2019. № 46. С. 43-55


Связанные документы (рекомендация CORE)