Умственная отсталость у людей издавна интересовала исследователей. Важность данной проблемы отмечают многие специалисты ,такие как Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, Н. Д. Шматко и другие. Проблема исследования – как использовать исторические данные для организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в реальных условиях и в перспективе. Цель исследования – проанализировать историю, реалии и перспективы организации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Подводя итог, можно сказать, что в настоящее время система специального образования претерпевает существенные изменения. Активно идет процесс интеграции, но продолжает функционировать и система дифференцированного обучения. Эти две системы, скорее всего, в условиях развития нашей страны будут сосуществовать одновременно. Благодаря этому у родителей появляется реальный выбор, отдать ребенка в образовательную организацию специальной системы образования, или получать образование в условиях инклюзивной среды.