Целью выпускной квалификационной работы является разработка программы адаптационной дисциплины как компонента индивидуальной образовательной траектории лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях обучения в педагогическом колледже.Во введении обоснована актуальность темы исследования, цель и задачи исследования. В первой главе «Теоретико-методологические основы профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидов»раскрываются теоретические аспекты исследуемой проблемы, в т.ч.: понятие индивидуальной образовательной траектории, инклюзивного образования. Рассмотрена нормативно-правовая основа инклюзивного образования, основные направления и содержание организационно-педагогической деятельности по построению и реализации индивидуальной образовательной траектории, обеспечивающей инклюзивное среднее профессиональное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Во второй главе описана «Опытно-экспериментальная работа по апробации индивидуальной образовательной траектории для студентов с ОВЗ и инвалидов и адаптационной программы «Социальная психология»,дана характеристикапроведения опытно-экспериментальной работы по реализации адаптационной программы «Социальная психология» с целью создания условий успешного профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидов в педагогическом колледже. Описаны этапы опытно-экспериментальной работы: констатирующй, формирующий и контрольный, для каждого из которых были определены задачи исследования. В заключении приведены основные выводы, полученные в результате проведенного исследования.