В статье анализируется фактически реализуемая в Российской Федерации модель местного самоуправления. Рассматривается ее соответствие конституционным положениям, закрепляющим организационную самостоятельность местного самоуправления. Сравнивается отличие принципов организации местного управления и самоуправления в Республике Беларусь от установленных Конституцией РФ. Предлагается создание необходимых условий для поддержки общественных инициатив и прежде всего территориального общественного самоуправления. Вносится корректировка в законодательное определение понятия «территориальное общественное самоуправлении», предлагается включить в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельную главу, посвященную порядку организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления в качестве юридических лиц публичного права, их взаимодействию с органами местного самоуправления по решению вопросов местного значения.