Методологические подходы к экономическому анализу при оценке состояния конкуренции на рынке, применяемые антимонопольными органами при реализации государственной конкурентной политики
Оценка состояния конкуренции на рынке чаще всего является первым обязательным этапом принятия антимонопольным органом регуляторного решения. Соответственно, результативность и эффективность деятельности антимонопольных органов напрямую зависит от качества проведения аналитических исследований. Анализ состояния конкуренции на рынке как этап антимонопольного регулирования отличается от маркетингового исследования рынка, поскольку призван отвечать на вопросы, подлежащие разрешению на уровне правоприменительного акта. Алгоритм исследований и методологические подходы к экономическому анализу регламентированы и определяются целями правоприменения, а также спецификой функционирования отраслевых рынков. При этом антимонопольный орган не вправе отклониться от установленных требований, в противном случае регуляторное решение, принятое на основе результатов оценки состояния конкуренции на рынке, может быть признано судом незаконным. Сегодня остроактуальными являются вопросы применения антимонопольными органами методологических подходов к оценке состояния конкуренции на рынке, повышения качества экономического анализа, вопросы прозрачности такой работы для общества. Настоящая работа подготовлена в продолжение статьи «Механизм оценки состояния конкуренции на рынках, применяемый антимонопольными органами при осуществлении государственной конкурентной политики» и содержит в себе характеристику этапов исследований, общих и специальных требований к их проведению, обобщение позиций относительно методологических подходов к экономическому анализу в рамках каждого из этапов. В такой систематизации механизм оценки состояния конкуренции на рынке представлен впервые. Результаты исследования, приведенные в статье, могут быть использованы в научных, практических, а также образовательных целях в рамках дисциплин «Конкурентное право», «Конкурентная политика».