На основе анализа оригинальных старообрядческих сочинений конца XIX в. лидеров тюменских староверов филипповского согласия В.И. Макарова и И.Г. Куньдукова характеризуется внутреннее состояние общин. Раскрывается полемика между отдельными группировками, выделяются основные спорные вопросы: наличие креста на кадильнице, надпись на кресте, отношение к «старо- женам». Делается вывод о сужении круга спорных тем, которые ограничиваются исключительно мелкими деталями обрядовой практики и приводят не только к идеологическому размежеванию в некогда близких общинах г. Тюмени и ближайшей округи, но и к их внутреннему разделению, дроблению. Это явление может свидетельствовать о существовании глубинных системных изменений в старообрядчестве, отражающих состояние российского общества на рубеже XIX–XX веков. Выдвигается предположение о влиянии ситуации в центре филипповского согласия — московском Братском дворе — на состояние периферийных . The internal state of communities, based on the analysis of original works of oldbelievers in the late XIX, written by the tyumen community “filippovtsy” V. Makarov and I. Kundyukov is characterized in this article. Controversies between the various factions are revealed. There are some disputable questions, which caused disagreement and led to the ideology separation, their divisions and subdivisions. This phenomenon may indicate the existence of a deep systemic change in the old believery, reflecting the state of Russian society at the the XIX-XX centuries. The authors make a hypothesis that the situation in Moscow Bratskiy Dvor, the center of “filippovskoe soglasie” influenced the state of the peripheral communities.