В статье обсуждаются проблемы тревоги, одиночества, бесприютности и бессмысленности
человеческого существования в той форме, в какой они были сформулированы в русской
религиозной философии ХХ века. Русские философы искали пути преодоления такого
состояния человека на путях восстановления утраченного Божественного образа,
выражаемого с помощью представления о личностности. Трудность в определении личности
проистекает из парадоксального состояния человека во вселенной (являющимся предметом
вечной философии), а также непознаваемости человека самим собой (осознанной Отцами
ранней Церкви). Достижение существования в полноте личности предполагает преодоление
ограничений и рабства воплощенного существования в физическом мире. В этом духовном
движении ощущение одиночества и безысходности преодолевается, ибо вся человеческая
история, как и вся вселенная, артикулируется и приобретает смысл изнутри бесконечной
и непознаваемой субъективности человека в Божественном образе. Русские философы
были глубоко озабочены состоянием человека и его взаимоотношениями с миром и Богом,
осуществляя поиск путей утешения души всего человечества в ограниченный исторический
период ХХ века, насыщенного отступничеством и бесчеловечностью. Гимн русских
философов человеку был вкладом в нескончаемые усилия по утверждению мира как по-
прежнему наполненного верой, надеждой и любовью