В статье представлен анализ правил речевого поведения в социальной сети «Вконтакте».
14 правил в совокупности формируют неписаный кодекс (термин Т.В. Шмелевой): «Не
говори неприятности собеседнику», «Не преувеличивай», «Придерживайся одной речевой
манеры» и др.
Выявлено, что работа каждого правила подчинена определенному механизму: всякий раз
1) активируется в том или ином коммуникативном режиме (соблюдение, профилактика или
нарушение правила), 2) оформляется в соответствии с определенной моделью (стандартная,
расширенная, редуцированная) и 3) имеет серию языковых маркеров. Более 500 диалогов
участников интернационального интернет-сообщества (социальная сеть «ВКонтакте»)
доказывают, что реализация правил специфична, подчиняясь обстоятельствам живого
диалога «Вконтакте» и генеральной цели обучения языку. Имеются в виду, во-первых,
присутствие оценочных выражений, комментирующих вербальные навыки собеседников,
а во-вторых, активное функционирование правил «Сообщай информацию, содержащую
известное для слушателя» и «Не сообщай общеизвестного, банального». Они регулярно
используются не только для поддержки социального контакта, но, что принципиально
важно, для речевой тренировки – для естественного, растянутого во времени освоения
языка, согласованного с установками Lifelong Learning.
Если предположить, что реконструированный механизм функционирования правил в целом
универсален, то его можно применять как матрицу, «накладывая» на ту или иную ситуацию
общения и получая новые полезные результаты