Концепт «война», репрезентируясь в художественной структуре книги Даниила Гранина,
актуализирует целый ряд универсальных бинарных оппозиций, наиболее значимыми среди
которых оказываются война – мир, добро – зло, жизнь – смерть, бытие – не-бытие. Война
рассматривается как чудовищное преступление против человечества, уничтожающее
в человеке человека. Субстанциальный конфликт вскрывает глубинное противостояние
личности и государственной системы. Концепт «война» сопряжен в книге Гранина с
осмыслением целого ряда экзистенциальных проблем. Страх не-бытия художественно
исследуется писателем как состояние, в котором человек осознает возможность своего
небытия, нечто поглощающее и развоплощающее человека в человеке. Страх не-бытия
порождается не мыслью о том, что все имеет преходящий характер, а осознанием
неизбежности собственной гибели, это переживаемая человеком его собственная
конечность, его эсхатология. Смерть, которая на войне всегда рядом, изменяет
представление героев о мире, показывает хрупкость человеческой жизни, заставляет по-
особенному ощущать каждое ее мгновение и одновременно обесценивает жизнь как акт
существования. Ощущение страха смерти на войне обретает всепоглощающий характер,
поэтому так остро встает вопрос о поведении человека перед лицом смерти. Каждый факт
столкновения человека со смертью порождает разные реакции, но страх не-бытия, его мера
или его отсутствие являются, по Гранину, маркером индивидуальности. Посягательство на
жизнь другого, когда человек выступает в роли вершителя чужой судьбы, является рубежом,
точкой невозвращения к себе прежнему. Познавшие страх не-бытия, переступившие грань
между жизнью и смертью, не могут вернуться в свой прежний мир, остаются чужими в
нем, вечными странниками другой реальности. Преодоление страха не-бытия, по Гранину,
сопряжено с осознанием бесконечности мира и человека, верой в творение мира, вечную
жизнь, любовь и беспредельную милость Бога