Статья посвящена актуальной литературоведческой проблеме жанрового анализа
современной прозы. В условиях тотального недоверия к открытому слову архаические модели
и сюжетные структуры предоставляют современному писателю возможность сказать о
самом главном, избегая пафоса, риторики и дидактики. В качестве объекта исследования
избраны произведения В. Маканина о чеченской войне, которые строятся с опорой на
интуицию и движение свободной мысли художника, развертывающейся в притчевых
формах. Современная притча – реакция на замкнутое в литературном поле слово, на
литературоцентричность; она выводит художественное слово в более широкий контекст,
возвращая слову этическую, учительную составляющую. Притчевость предоставляет
практически неограниченные возможности для многоуровневого прочтения, предельно
активизирует житейский, интеллектуальный и духовный опыт читателя