В статье описаны механизмы авторизации и адресации, участвующие в создании эффекта включённости читателя во взаимодействие с лингвистическим объектом (объектом научно-популярной лингвистической статьи). Данный приём рассмотрен как средство реализации вспомогательной задачи научно-популярного текста – пробуждения и поддержания интереса читателя.
Зафиксированы два способа представления лингвистического объекта: как отчуждённого от коммуникантов и прагматической ситуации (традиционный) и как включающего их в себя. Последний видится более эффективным для выполнения задачи текста. На примере научно-популярной статьи лингвистической тематики продемонстрирована методика анализа взаимодействия участников прагматической ситуации и персонажей текста (субъектной организации текста), в результате которого: (1) описаны типы такого взаимодействия (объектный, при котором взаимодействие не происходит, и несколько разновидностей субъектного типа, при котором автор и прагматический адресат выступают потенциальными референтами разных типов персонажей); (2) выявлены средства авторизации и адресации, дающие возможность читателю соотнести себя и автора с персонажами текста, и (3) сделана попытка ранжировать эти средства по вероятности этого соотнесения, которое чаще оказывается потенциальным, а не эксплицированным