В статье рассматриваются вопросы отношения творческой интеллигенции к
революционным событиям 1905–1907 гг. Общее недовольство режимом Николая II, желание каких-
либо перемен способствовало сочувственному отношению интеллигенции к революции, которую она
воспринимала как попытку разрешения социальных проблем. Однако степень участия
художественной интеллигенции в происходивших событиях была неодинаковой: одни пытались
понять суть происходящего, другие выбрали пассивно-созерцательную позицию, третьи
проигнорировали эти события, никаким образом, не отразив их в своем творчестве. Использованные
в статье архивные материалы, опубликованные источники, свидетельства самих представителей
интеллигенции позволяют говорить о том, что в целом интеллигенция предпочла роль стороннего
наблюдателя, а не активного участника революционных событий. Анализ творческой деятельности
интеллигенции, проведенный в статье, показывает, что в ее сознании происходило переосмысление
роли народа в развитии истории России и как следствие этого появлялась гражданская тематика в ее творчестве. Но непонимание интеллигенцией общественных процессов, происходивших в стране,
сказалось на невозможности глубокого осмысления темы революции в ее произведениях.
Проведенный сравнительный анализ позволил выявить единство взглядов российской и сибирской
интеллигенции по отношению к революции. Сочувственно относясь к народу, интеллигенция не
приветствовала насилие, которое отпугивало ее от участия в революции. Свое несогласие с режимом
она чаще всего выражала в форме протестов, заявлений, деклараций, не прибегая к активным
действиям. В статье проанализировано содержание и тематика работ наиболее известных
представителей творческой интеллигенции в данный период и обоснована ее роль в формировании
общественного сознания и развития культуры в целом.