В статье дан сравнительный анализ подходов к пониманию творчества и его критериев в классической и неклассической философии. В результате анализа было выявлено, что рациональные основания творчества сформировали классическую концепцию творчества, в которой творчество трактуется с позиций всеобщих категорий, а учение о творческом бытии есть учение о бытии поисков всеобщего, необходимого и закономерного. Изменения в понимании феномена творчества в неклассической концепции связаны, прежде всего, с пониманием реальности в ее процессуальности, движении, становлении. Следовательно, творчество в неклассических концепциях трактуется как противоположность механическому рационализму, где место разума занимает воля, интуиция, инстинкты и др.
В рамках классической традиции творчество определено как деятельность, которой присущ признак результативной новизны, поэтому основным и универсальным критерием творчества в классической философии выступает новизна. Неклассические философские концепции творчества видят новизну как критериальную характеристику творчества не в результате деятельности, а в процессуальности творчества, раскрываемого с помощью таких понятий, как длительность, междусубъектность, полифоничность, многоплановость, межпарадигмальность и др. Кроме того, в неклассической традиции процесс творчества и его результаты дополняются антропологическим и социальным измерениями. Область применения результатов – философия, раздел – онтология; философия творчества