Статья посвящена анализу тенденций, которые являются следствием процессов
информатизации, их неоднозначности при переходе к информационному обществу. Авторы
подчеркивают, что информатизация образования влечет за собой радикальные изменения в
системе образования, сопровождаются изменением традиционных методов учебного познания
в вузе. В статье, в частности, показано, что амбивалентные тенденции, характеризующие
процессы информатизации в образовательной системе, часто приводят к виртуализации
социальных связей.
Для понимания сущности процесса виртуализации образования в глобальном мире важно
учитывать, что образовательная система определяется как совокупность факторов,
определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия
общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных
отношений, взаимодействия с социальной средой. Поскольку зависимость межличностных
отношений и взаимодействия образования с социальной средой очевидна, то есть в любом
случае факторы и условия, определяющие обучение и развитие личности, не только привносятся
из внешней по отношению к образованию социально-экономической среды, но и создаются
самим образовательным процессом, являются продуктом информационно-образовательного
взаимодействия, межличностных отношений субъектов образования.Виртуализация образовательных процессов современности во многом связана с тем
фактом, что информационный характер системы образования создает предпосылки для
универсализации средств и ресурсов межпредметных связей. Через общую образовательную
среду различные гуманитарные и естественнонаучные предметы интегрируются, что
предполагает поиск источников межпредметных связей и средств их реализации, используя
авторские средства, методы и формы. Целью этого процесса является формирование у
студентов системного научного мышления, экологической и информационной культуры,
творческой активности и высокой нравственности – качеств, которые позволят им успешно
адаптироваться, жить и работать в глобальном информационном обществе.
Виртуализация образовательного пространства видоизменяет роль преподавателя, однако
не отрицает значимости традиционных субъект-объектных отношений в образовательном
процессе.
Особую роль в этом плане, согласно статье, играют смарт-технологии. Несмотря на
тенденцию к виртуализации, современное образовательное пространство базируется не
только на новейших информационных технологиях, но и на использовании традиционных
авторских образовательных методик. Благодаря умелому сочетанию традиционных и
информационных подходов образовательный процесс сохраняет свою эффективность