Военный прогресс в глобальном мире: новые тенденции и проблемы
Дата публикации: 2015-06
Дата публикации в реестре: 2020-03-13T23:52:07Z
Аннотация:
В статье анализируются особенности проявления военного прогресса в глобальном мире.
Автор исходит из тезиса, что военный прогресс выступает как часть социального прогресса.
Показано, что военный прогресс носит противоречивый характер, поскольку может
проявляться не только как прогресс техники. В статье обращается внимание на тот факт,
что военный прогресс можно охарактеризовать при помощи таких понятий, как доблесть,
патриотизм, отвага. Автор доказывает, что в разных обществах военный прогресс может
протекать в зависимости от исторических традиций.
Военный прогресс представляет собой постоянно меняющуюся систему, которая в одном
случае начинает приобретать актуальное значение, принимая одни параметры, а в другом
случае – принципиально иные параметры. Именно это дает возможность исследовать
различные структуры военного прогресса и изучать динамику того, что выходит на первый
план и раскрывается как военный прогресс в данный исторический период. Кроме того, военный
прогресс должен представлять наступательную составляющую социального прогресса,
поскольку именно военный прогресс максимально характеризует адекватность общества в
его способности противостоять внешней угрозе.
Понимание сущности военного прогресса предполагает учет характера развертывания его, а
также показатели экономической, политической, духовной и социальной сфер общественной
жизни. Военный прогресс должен строиться таким образом, чтобы противник находился
все время в догоняющем и непредсказуемом для него режиме. Это очень важно, поскольку
удержание противника в таком режиме создает условия, при которых он чувствует свою
слабость. В этом случае военный прогресс отвечает чаяниям общество. В частности, военные
выставки призваны продемонстрировать те виды вооружений, которые отсутствуют у
противника, – тогда он чувствует свою слабость в духовном, социальном, политическом,
экономическом аспектах военного прогресса.
По мнению автора, диалектический подход к военному прогрессу предполагает несколько
принципиальных направлений. Если военный прогресс выступает как составляющая
наступательного процесса в общественной жизни, то в этом случае нужно продумать
стратегию и тактику. Стратегия предполагает ситуацию, при которой противник всё время находится в напряжении длительный период времени: он вынужден думать о нас,
предполагая, что мы предпримем, куда движется наша мысль. Мы должны создавать у
противника ситуацию энтропии, и его деяния должны быть более затратные, максимально
неудобные для общества. Для решения подобных задач необходимо постоянно и глубоко
изучать противника. Важно серьезно мыслить о том, какими должны быть наши действия,
чтобы противник делал необдуманные шаги, которые к тому же являлись бы особо
затратными.
Военный прогресс тесно связан с потенциальной войной, которая в глобальном мире
приобретает новые черты. Глобальные связи создаются сетью глобальных коммуникаций,
военными и военно-техническими факторами, экологическими проблемами, миграционными
процессами, расширяющимися международными контактами всякого рода, особенно
культурными, системой международных отношений, необходимостью регулировать процессы
в мировом сообществе.
Как показывает автор, военный прогресс в современном глобальном мире определяется
принципами антропоцентризма и дуализма, характеризующими метафизический метод,
который предполагает изучение явлений изолированно друг от друга, а источником развития
является столкновение внешних противоположных сил.
Сложность, динамичность, аритмичность, запутанность и многоакторность современной
войны позволяют говорить о появлении нового типа войн, которые могут быть названы
многомерными нелинейными войнами. Важно адекватно понять, по каким направлениям и
аспектам современной многомерной нелинейной войны применение кибероружия может дать
максимальный результат.
Противопоставляя русский путь развития европейскому, российские философы сходятся с
западными в выделении таких черт прогресса, как утрата подлинной человеческой личности,
доминирование цивилизационного (машинного, искусственного) начала над культурным
(духовным, экзистенциальным). Различие кроется в понимании источника духовной
культуры. В европейских представлениях это автономная личность, руководствующаяся
индивидуальной системой ценностей и культурными нормативами. В российской философии
эта личность является отражением божественного начала, раскрытие которого связано с
восхождением от индивидуальности всеобщей гармонии
Ключевые слова:military progress,
global world,
regional conflicts,
military confrontation,
social progress,
military threat,
cyber weapon,
военный прогресс,
глобальный мир,
региональные конфликты,
военное противостояние,
социальный прогресс,
военная угроза,
кибероружие
Тип: Journal Article
Связанные документы (рекомендация CORE)