Анализируются мемуары воспитанников духовной школы как исторический источник. Показано, что мемуары семинаристов разнообразны по своей структуре, месту публикации, они отражают особенности повседневной жизни, учебного процесса. Обосновывается мысль, что воспоминания писались под влиянием дискуссий о развитии духовного образования. Демонстрируется связь общественных движений начала ХХ в. и обсуждение проблем духовных семинарий. Мемуары показывают отношение общества к духовной школе и к реформе Русской православной церкви. Анализ показал, что многие авторы мемуаров критиковали существующие порядки в духовных семинариях. Недовольство своей жизнью обусловило отрицательное отношение авторов к семинарскому об-разованию. В мемуарах обсуждалась проблема специального образования для детей духовенства и возможность получения светского образования