Проанализированы воззрения Р.Ю. Виппера – представителя критического позитивизма в России конца XIX – начала XX в. – на природу и эволюцию символического мышления древнего человека и на попытку современных исследователей возродить символизм как способ понимания и преобразования реальности. В философской рефлексии Виппера, «старый» символизм – это способность человека, имманентная его мышлению, выражать символами окружающий мир, наделять реальность собственными смыслами; «новый» символизм – желание исследователей, сомневающихся в потенциальных возможностях науки, реконструировать архаический символизм в новых формах и использовать его как способ возможного постижения истины. Как сторонник преодоления (но не отрицания!) метафизики, Виппер справедливо оценивает роль востребованности символизма в любом типе культуре, в том числе и в современном, однако предлагает давать ответы на «вечные» вопросы научно-теоретическим языком, без религиозно-мистической настроенности