Цель статьи – выявление проблем проведения диверсификации и развития производств продукции гражданского назначения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса в условиях прогнозируемого снижения гособоронзаказа. Показано, что наращивание выпуска продукции исключительно специального назначения не является рациональным решением в обеспечении долгосрочного устойчивого развития предприятий оборонно-промышленного комплекса, поскольку многие её виды могут быть востребованы только военными потребителями. Новизна авторского подхода состоит в том, что в работе обозначена потребность пересмотра стратегий дальнейшего развития предприятий ОПК в сторону поиска перспективных сегментов на рынке продукции гражданского назначения, проанализирован опыт проведения конверсии в странах с развитой экономикой, обоснована необходимость участия государства в проведении масштабной диверсификации производств, представлен инновационный процесс формирования сбалансированного продуктового портфеля на основе последовательно осуществляемых этапов