Статья посвящена анализу современной прозы через призму литературных манифестов (от
деклараций постмодернистов до «новых реалистов» и группы «Симпозион»). В ситуации сло-
ма культурной парадигмы, разочарования в перспективе глобализма, утраты русской куль-
турой принципа литературоцентризма сравнительный анализ манифестов приобретает
особую актуальность, позволяет представить деятельность ключевых объединений и направ-
лений с возможной ясностью, декларативной обнаженностью. Мы отмечаем историческую
и типологическую близость ситуаций начала ХХ и ХХI вв. с их культом манифестов, сходны-
ми антиномиями: модернизм и традиционализм, модернизм и реализм, «эстетствующие» и
«большевики» («радикальный реализм», «новый реализм»). Опасения, связанные с современной
ситуацией, – вторичность ряда положений манифестов, никак не подкрепленных собственно
художественными текстами