Центральный пункт концепции устойчивого развития, предложенной для преодоления негативных тенденций в состоянии окружающей среды – «Сохранение среды обитания и природных ресурсов для следующих поколений при обеспечении хорошего качества жизни ныне живущих поколений», содержит в себе зерно конфликта. Проблема в том, что человечество не может существовать без инфраструктуры, загрязняющей среду обитания, без которой, в свою очередь, не смогут существовать будущие поколения. Остроту конфликта можно ослабить, если перейти к оптимальной инфраструктуре, обеспечивающей поддержание уровня антропогенного воздействия на региональные экосистемы в пределах их устойчивости. Для этого нужно решить следующие задачи: 1) разработать методы оценки “эластичности” локальных экосистем и биосферы; 2) развить технологии, производящие продукцию с минимальным экологическим воздействием на всех этапах ее жизни: производство, эксплуатация и утилизация; 3) разработать методы проектирования структур оптимального природопользования на уровне регионов с формулировкой адекватного критерия оптимальности. Сложности, возникающие при решении этих задач, проиллюстрированы на достаточно простых примерах. Показано, что отклик экосистемы на возмущающее воздействие может иметь пороговый характер, причем по мере приближения к порогу какие-либо признаки надвигающейся катастрофы могут отсутствовать. Возможность порогового ответа на плавно нарастающее воздействие – рост концентрации парниковых газов – показана на малоразмерной модели биосферы. На примере электрических автомобилей продемонстрировано, что если по аналогии с моделью межотраслевого баланса, разработанной В.В. Леонтьевым, учитывать прямой и косвенный экологический ущерб, возникающий при производстве, эксплуатации и утилизации продукта, то полученная оценка экологического вреда может кардинально отличаться от декларируемой. На простых примерах показано, что конфигурация оптимальной инфраструктуры существенно зависит от критериев оптимальности, которыми руководствуются лица, принимающие решения