Статья посвящена проблеме социального контроля за исправлением личности несовершеннолетнего, вступившего в конфликт с законом. Содержит обобщенный материал об условиях содержания и воспитания несовершеннолетних, помещенных в Красноярскую воспитательно-исправительную колонию и Иркутский исправительно-воспитательный приют для несовершеннолетних имени П.П. Сукачева. В конце XIX – начале XX вв. на обширной территории Восточной Сибири это были единственные заведения, где тюремный режим заменялся воспитательно-трудовым воздействием, духовно-нравственным воспитанием и обучением несовершеннолетнего. Между тем, и по способу функционирования, и по характеру достигнутых результатов, они резко контрастировали между собой. Статья основана на совокупности опубликованных и неопубликованных (архивных) источников, исследовательской литературы, тематически связанных с освещаемым вопросом. Материалы о работе Красноярской воспитательно- исправительной колонии, извлеченные из фондов государственного архива Красноярского края, впервые введены в научный оборот. Они не позволяют в целом положительно оценить деятельность заведения по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Предварительные выводы сведены к тому, что результат работы исправительно-воспитательного заведения зависел в большей мере не от финансовой составляющей (хотя это тоже важный фактор), а от личностных и профессиональных способностей, умений и навыков персонала, понимания им задач исправительного воспитания, правильной организации педагогического процесса. Полученные данные способствуют созданию целостного представления об уровне развития исправительных учреждений российского общества и сибирского социума в частности, ликвидируют территориальные диспропорции в изучаемой теме, расширяют возможности для сравнительных исследований.