Наив и игра в примитивизм как стратегия преодоления постмодернистского релятивизма
Дата публикации: 2018-03
Дата публикации в реестре: 2020-03-31T23:55:57Z
Аннотация:
Задача высокой культуры нашего времени – разрешить конфликт между релятивистским
образом мышления и жизнетворческими обязательствами искусства. Эстетика и идеология постмодернизма претендует на соответствие релятивистскому гнозису, философская
критика указывает на её вторичность, умножение энтропии, отсутствие перспективы. Возвращение к безусловно-ценностной парадигме мышления, но с сохранением глубинной рефлексивности формы актуализировало неканоничную по форме, но традиционную по системе
ценностей модель творчества – литературный примитивизм. Его духовная и эстетическая
программа – восстановление после деконструкции цельного и ясного миропонимания, найденный образ – наивное сознание.
Сравнительный метод анализа показал содержание литературной полемики – атака на наив
и апология наива на рубеже XX-XXI вв. Ценностный релятивизм постмодернистского концептуализма эксплуатирует маску нерефлексирующего простодушия в стихах Д.А. Пригова, рассказах В. Сорокина. Простодушное волевое сознание защищает жизненно необходимые смыслы: вера, любовь, патриотизм, гуманизм, сострадание. Литература высокого наива являет
детскую непосредственность, следуя заповеди «Будьте как дети» (стихи и проза Т. Кибирова,
историософия В. Шарова), сочувствует «дурням» (проза В. Пьецуха, О. Зайончковского), изображает блаженных (стихи М. Степановой, драматургия В. Леванова и Л. Петрушевской),
оживляет сказку (Л. Петрушевская, О. Зайончковский). Поэтика примитива – простота, ясность, эмоциональная заразительность, самобытная «безыскусность» формы – представлена в парафольклорных сюжетах, образах героев-простаков, сентиментальных нарративах.
Тяготение к наиву стихийно, не может перерасти в направление, но выражает осознанную
стратегию авторов. Наив заявил о себе в лирике и сатире, прозе, эссеистике и драматургии,
что свидетельствует об осознанной полемике с идеями, антропологией и эстетикой релятивизма. Системность проявляется в том, что наив оппонирует постмодернизму практически
по всем ключевым пунктам социологии, философии творчества и поэтики её выражения. Релятивизму противопоставлено онтологическое сознание – не в пафосных, но в органических
формах, смех как способ познания, существования, критики и утверждения смыслов. Априродной антропологии оппонирует образ простака в разнообразии жизненных, поведенческих
модификаций: блаженный, дурень, дитя, мудрый скептик, народный поэт. Наив является ресурсом, обоснованием и образом представления современного гуманизма
Ключевые слова:naive consciousness,
primitivism,
relativism,
postmodernism,
reflexive and volitional type of creativity,
humanism,
anthropology,
simpleton,
blessed,
national poet,
«be like children»,
наивное сознание,
примитивизм,
релятивизм,
постмодернизм,
рефлексивный и волевой тип творчества,
гуманизм,
антропология,
простак,
блаженный,
народный поэт,
«будьте как дети»
Тип: Journal Article
Связанные документы (рекомендация CORE)