В современном мире под натиском глобализации отдельным этносам становится все сложнее сопротивляться растворению в большом обществе. Защите собственной культуры от гомогенизации и унификации способствуют поддержание и развитие родного языка, которые
возможны лишь на базе качественного обучения. В настоящее время наблюдается не только сокращение количества энцев, но также и резкое сокращение людей, владеющих энецким
языком. В образовательной сфере существует ряд проблем, связанных с обучением энецкому
языку. Цель статьи – выявить проблемы в процессе обучения энецкому языку, существующие
в социокультурной сфере, и предложить пути их преодоления. В качестве основных методов,
использованных в настоящей работе, можно назвать полевое исследование, анкетирование,
интервьюирование, контент-анализ. В ходе проведенного исследования путем постепенного
решения поставленных задач достигнута цель – выявлены социокультурные проблемы обучения энецкому языку и предложены пути их преодоления. Основные проблемы: сокращение числа энцев; сокращение числа говорящих на энецком языке; отсутствие энецкой письменности;
фокусирование энецкого языка и энецкой культуры на домашнем олене в условиях практически
полного исчезновения северного домашнего оленеводства среди энцев; декларация права использования энецкого как языка получения дошкольного и среднего образования, на практике
эти права не реализуются. В качестве двух основных путей преодоления данных проблем могут быть названы разработка энецкой письменности и восстановление северного домашнего
оленеводства