В статье представлены результаты исследования театрального искусства в контексте конструирования русской культурной идентичности. Театральное искусство
рассматривается в исторической динамике, анализируются наиболее значимые эпохи в становлении его национального стиля. Особое внимание в исследовании уделено
феномену загадочного взлета русского театра в конце XIX– начале ХХ века, в период
европейской «театральной депрессии». В статье вскрываются истоки формирования
собственно «русского» театра, его близость и отличия от западного и восточного
типов, сценарии его дальнейшей судьбы.
История русского театрального искусства приводит авторов к выводу о сути трансформаций современного театра в России и в Красноярском крае. Рассматриваются
актуальные дискуссии, связанные с феноменом «смерти» драматического текста.
Авторы делают выводы о том, что текст перестает быть «сердцем» театра, его
«властелином», а переходит в разряд слоя, материала, элемента постановки. Новый
театральный текст различает уровень собственно текста драмы, уровень текста
спектакля, главной составляющей которого являются невербальные средства, и уровень перформанса. Последний доминирует, и актер предстает не как исполнитель
роли, а скорее как перформер-провокатор, представляющий на обозрение публики свое
бытие на сцене