В статье представлен результат философско-искусствоведческого анализа некоторых элементов московского собора Покрова на Рву (1555–1561 годы), известного также
как храм Василия Блаженного. Данный анализ является частью более обширного исследования, связанного с концептом «государство». По мнению авторов, концепт «государство» в современной российской культуре имеет истоки в древнерусской истории XVI века времен первого русского царя Иоанна IV Грозного. Для понимания основы
современного российского концепта «государство» авторы предлагают обратиться
к анализу репрезентантов древнерусского искусства XVI века, идейное содержание
которых, так или иначе, раскрывает данный концепт. В качестве такого репрезентанта был выбран московский собор Покрова на Рву. Основной метод исследования –
философско-искусствоведческий анализ, разработанный и апробированный Владимиром Жуковским в ряде теоретических и исторических исследований искусства.
Главный вывод исследования связан с выявлением некоторых аспектов древнерусского
концепта «государство», в том числе: Русское государство – это царство,
управляемое единовластным царем; государство возникает при взаимном соблюдении
определенных условий царем и народом; государство способно существовать тогда, когда царь в государственных делах руководствуется божественным (православным)
законом, выступая в роли единственного земного со-правителя Бога; государство
возникает тогда, когда народ единодушно желает соборного единения: готов
полностью подчиняться решениям царя; молить Бога о том, чтобы ему было
даровано соборное единство; готов принести собственную жизнь в жертву во благо
государства; государство – принципиально иерархичное социоцентрическое единство,
в котором не может быть равноправия между царями – приближенными царя
и подданными; царь не только обладает человеческой природой, но и отмечен знаком
богоизбранности; соборное единство всех людей в деле создания государственного
целого является божественным даром для Руси; в древнерусской культуре человек
не может не желать стать частью государственного целого, так как государство
понимается как единственный путь достижения для русского человека отношений
с Богом, надежда на обретение Царствия Небесного