В данной статье проанализирован материал "Мэн-цзы", который связан с
вкладом Цзэн Шэня в развитие молодой Конфуциевой школы с момента смерти Кун-цзы до
начала просветительской деятельности Мэн Кэ. Задействованный в исследовании
тематический пласт чётко распадается на два периода: время жизни Цзэн Шэня и время
жизни Мэн Кэ (в главах трактата есть сведения о учениках Цзэн Шэня, но нет информации о
тех последователях учения Чжун-ни, которые были бы промежуточными звеньями между
Цзэн-цзы и Мэн-цзы). Таким образом, говоря о значении фигуры Цзэн Шэня, мы
подразумеваем и его взаимоотношения с современниками, соратниками по учению, и
влияние, опосредовано оказанное им на Мэн Кэ. В "Мэн-цзы", в отличие от "Лунь юя", Цзэн
Шэнь единственный из числа учеников Конфуция назван "учителем" и выступает в качестве
такового. Во-вторых, согласно "Мэн-цзы", именно Цзэн-цзы являлся тем человеком,
который посчитал, что после смерти Конфуция место Первоучителя не может быть занято, и
школа не должна иметь главу, статус которого был бы равен статусу основателя. В-третьих,
что касается влияния, оказанного Цзэн Шэнем на Мэн Кэ, в одном из самых щепетильных
для странствующего ученого вопросе, а именно, в вопросе выстраивания отношений с
ванами и чжухоу, Мэн Кэ ссылается почти исключительно на учителя Цзэна. Свойственное
Цзэн-цзы осуждение низкопоклонства перед властями и убеждённость в независимости
находящегося на положении гостя учёного оказали огромное влияние на этическую систему
Мэн Кэ и помогли последнему выработать собственную модель поведения. Среди
представленных в "Мэн-цзы" персонажей раннеконфуцианской истории Цзэн Шэнь
фактически является второй по значимости фигурой после Конфуция.