Материалов:
1 081 645

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

"МЭН-ЦЗЫ" ОБ УЧЕНИКЕ КОНФУЦИЯ ЦЗЭН ШЭНЕ

Дата публикации: 2019

Дата публикации в реестре: 2020-05-12T09:25:19Z

Аннотация:

В данной статье проанализирован материал "Мэн-цзы", который связан с вкладом Цзэн Шэня в развитие молодой Конфуциевой школы с момента смерти Кун-цзы до начала просветительской деятельности Мэн Кэ. Задействованный в исследовании тематический пласт чётко распадается на два периода: время жизни Цзэн Шэня и время жизни Мэн Кэ (в главах трактата есть сведения о учениках Цзэн Шэня, но нет информации о тех последователях учения Чжун-ни, которые были бы промежуточными звеньями между Цзэн-цзы и Мэн-цзы). Таким образом, говоря о значении фигуры Цзэн Шэня, мы подразумеваем и его взаимоотношения с современниками, соратниками по учению, и влияние, опосредовано оказанное им на Мэн Кэ. В "Мэн-цзы", в отличие от "Лунь юя", Цзэн Шэнь единственный из числа учеников Конфуция назван "учителем" и выступает в качестве такового. Во-вторых, согласно "Мэн-цзы", именно Цзэн-цзы являлся тем человеком, который посчитал, что после смерти Конфуция место Первоучителя не может быть занято, и школа не должна иметь главу, статус которого был бы равен статусу основателя. В-третьих, что касается влияния, оказанного Цзэн Шэнем на Мэн Кэ, в одном из самых щепетильных для странствующего ученого вопросе, а именно, в вопросе выстраивания отношений с ванами и чжухоу, Мэн Кэ ссылается почти исключительно на учителя Цзэна. Свойственное Цзэн-цзы осуждение низкопоклонства перед властями и убеждённость в независимости находящегося на положении гостя учёного оказали огромное влияние на этическую систему Мэн Кэ и помогли последнему выработать собственную модель поведения. Среди представленных в "Мэн-цзы" персонажей раннеконфуцианской истории Цзэн Шэнь фактически является второй по значимости фигурой после Конфуция.

Тип: article


Связанные документы (рекомендация CORE)