Предметом исследования настоящей работы является процесс развития религиозно-философской антропологической парадигмы в советской философии в 1950–1980-е гг. Принявшие эстафету от депортированных из страны философов Серебряного века, советские философы-нонконформисты продолжили работу по изучения философско-антропологических проблем в условиях «научного подполья». Но если в довоенный период большинство из них ориентировались на консервацию базовых положений идеалистической антропологии как основную форму ее защиты от официальной критики, то, начиная с середины 1950-х гг. появилась целая группа ученых, выступавшая за определенный синтез достижений идеализма и материализма в объяснении феномена человека. В статье реконструируются и исследуются базовые положения парадигмы: проблемы антропологического идеала, соотношения социального и биологического, свободы, смысла и назначения жизни, соотношения личности и общества. Делается вывод о том, что именно в данный период начался процесс интенсивного образования внутри официального дискурса альтернативного парадигмального подхода к решению философских проблем человека