В ХХ веке на долю малых народов Сибири выпало немало испытаний, многие из них
под воздействием глобализации почти исчезли. Мотив утраты – один из ключевых
для младописьменных литератур. В ситуации ассимиляции родной культуры, исчезновения языков малых народов, размывания национальной идентичности на первый
план выходит проблематика, связанная с утратой, которая реализуется как сюжет
смерти/умирания близких родственников или старика/старухи. Смерть становится
глобальной метафорой утраты исторической памяти, традиционного образа жизни,
безвозвратного исчезновения исконного быта и культуры. Сюжет утраты является
общим для писателей-представителей разных сибирских народов: манси, ханты, нивхов, эвенков. Подобное совпадение сюжета в произведениях писателей, принадлежащих к разным языковым группам, обусловлено социальными факторами, географией
расселения, сходным бытом, условиями жизни.
Сюжет утраты можно считать одним из типических для младописьменных литератур в целом