В статье обосновывается актуальность изучения детских медиа Беларуси как системы, парадигмы взаимодействия и взаимосвязанности ее структурных компонентов, устанавливаются тенденции и закономерности функционирования СМИ для детей в меняющихся технологических, социокультурных и политико-экономических условиях развития отечественного медиапространства.
Научная новизна статьи заключается в рассмотрении белорусских медиа для детей как специфической системы структурно, организационно и функционально взаимосвязанных элементов, а также обосновании методологических принципов медиаисследования, связанных с выявлением онтологических характеристик категории системности функционирования детских медиа Беларуси. Актуальность исследования обусловлена необходимостью применения принципа системности в изучении детских медиа, их компонентного состава, структурной организации и взаимосвязей элементов с учетом динамичных изменений, происходящих в медиасфере Беларуси. В статье дается рабочее для данного исследования определение детским медиа, изучаемый объект рассматривается как системное образование, выделяются сегменты детской медиасистемы, квалифицируется их состав и описываются структурно-функциональные особенности. Устанавливается корреляционная связь между основными объектами и субъектами детской медиасистемы – целевой аудиторией, учредителями, обществом и государством на различных стратификационных уровнях, а также выявляется системообразующий характер таких отношений. Автором определяются ключевые субстанциональные характеристики детских СМИ, уточняется понятие медиасистемы для детей как целостной, многокомпонентной, сложноструктурированной, открытой, динамической структуры. В статье отмечается необходимость выявления и фиксации ряда дополнительных характеристик, параметров и свойств детской медиасистемы как сложноорганизованного образования, находящегося в соподчиненной связи с надсистемой – информационным пространством Республики Беларусь.