Несмотря на тенденцию игнорирования русской философии в изучении феномена бессознательного, раскрывается ее активный вклад в развитие данной проблемы. В теории «общего дела» Н.Ф. Федорова осмысление психоаналитических понятий подчинено
великой задаче воскрешения предков. Н.А. Бердяев интерпретирует бессознательное
с персоналистических позиций. С.Л. Франк эксплицирует психоаналитические идеи
в социальной области. В диалектико-религиозной концепции Б.П. Вышеславцев наполняет духовным содержанием психоаналитические понятия «либидо», «Эрос», «сублимация». В.Ф. Эрн связывает бессознательное с иррациональными феноменами социума, характеризуя глубинные национальные особенности немецкого духа. Основные
выводы исследования заключаются в том, что русская философия в отличие от психоанализа, приземляющего природу бессознательного и самого человека, экстраполирует проблему бессознательного в метафизическую плоскость бытия, предполагая
в этом феномене трансцендентальную природу. Не отрицая в целом наличие бессознательного в элементарных актах человеческой активности, русские философы видят
в основе многих мыслительных, поведенческих, деятельных процессов Божественное
начало, являющееся творцом внутренних бессознательных побудителей морально-
духовного мира личности