В статье рассматривается устный сибирский текст как важнейшая единица региональной лингвокультуры – целостного и одновременно гетерогенного лингвокогнитивного феномена, детерминированного культурными кодами и субкодами (антропоморфным, биоморфным, теологическим, мифологическим), пространственными
координатами, ценностными доминантами и социальным опытом локального сообщества. Выявляются и анализируются языковые средства, эксплицирующие эмоционально-чувственные, этические, эстетические переживания сибиряков-ангарцев, а также приёмы и средства экспликации мифологического осмысления мира.
Исследование проводится на материале устных текстов, преимущественно персонифицированных нарративов, записанных автором статьи в условиях комплексных
фольклорно-диалектологических экспедиций в деревни Северного Приангарья, которые были основаны русскими в XVII–XVIII вв. Делается вывод о том, что устный
ангарский текст отражает окультуренные представления и знания русских сибиряков о человеке, социуме, природе, инфернальном мире. Система оценок, образов,
стереотипов, представленная в устном ангарском тексте, транслируемая в процессе повседневной коммуникации следующим поколениям, обеспечивает устойчивость
мировоззренческих представлений и способствует сохранению самобытности старожильческой сибирской культуры