Работа посвящена обоснованию возможностей и направлений сокращения разрывов
между наукой и бизнесом за счет снижения барьеров и усиления стимулов для развития партнерских взаимодействий между участниками региональной экосистемы
инноваций. Проблемы формирования кооперации между наукой и бизнесом для повышения эффективности и востребованности исследовательских разработок предпринимательским сектором находятся в фокусе интересов исследователей и практиков
как развивающихся, так и развитых стран. Исследования доказывают, что развитие
партнерских связей ускоряет производство и продвижение инноваций в предпринимательском секторе, расширяет возможности проведения исследований учеными,
корректирует образовательные программы, а также способствует региональному
развитию. На основе обобщения мирового опыта выделяются основные тенденции
и перспективы развития кооперации науки и бизнеса, а также направления поддержки партнерских взаимосвязей. В эмпирической части работы представлены результаты пилотного обследования ряда исследовательских и образовательных организаций
и высокотехнологичных компаний Новосибирской области, направленного на оценку
факторов успеха и препятствий для формирования устойчивой кооперации науки
и бизнеса. В работе использованы качественные методы исследования (case study, интервью, анкетирование). Показано, что, хотя все представители науки и бизнеса
признают необходимость развития партнерских взаимосвязей, сохраняются различия мотиваций и конфликт целей участников как между собой, так и внутри организаций. Кроме известных препятствий (недостаток ресурсов, недофинансирование,
дефицит кадров) выделены низкий уровень доверия и негативный опыт предыдущего сотрудничества, препятствующие участию в кооперации. Персонализация отношений участников и предыдущий опыт успешного сотрудничества становятся
стимулами для развития партнерств, и такие примеры имеются. Государственная
поддержка (особенно регионального уровня) необходима, она не ограничивается финансовыми инструментами, не меньшую важность имеет поддержка коммуникаций,
способствующих повышению уровня доверия и снижению «издержек трения» между
участниками партнерства