ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Текст статьи не публикуется в открытом доступе в соответствии с политикой журнала.
Проблема и цель. В статье представлен анализ возможностей современного художественного образования выступать в качестве эффективного инструмента сохранения этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Севера на материале Красноярского края. Цель статьи провести комплексное исследование существующих образовательных практик в сфере художественного образования на Севере Красноярского региона, выявить их роль в формировании этнокультурной идентичности обучающихся – представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Методология. Статья основана на анализе материалов полевых исследований, проводимых с 2010 года по настоящее время на северных территориях Красноярского края (Эвенкийский муниципальный район, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район). В качестве основного метода было выбрано полуформализованное экспертное интервью. В качестве респондентов выступили как специалисты, реализующие образовательные программы в сфере художественного образования, так и мастера, сформировавшиеся в ходе освоения этих программ.
Результаты. Проведено комплексное исследование художественного образования на Севере Красноярского региона, проанализированы современные практики работы с обучающимися – представителями коренных народов Севера в образовательных учреждениях разных уровней, собран ряд экспертных интервью. На основе анализа собранных в полевых исследованиях данных сделаны выводы о современных образовательных практиках в сфере художественного образования среди представителей коренных малочисленных народов Севера как о механизме, оказывающем влияние на формирование позитивной этнокультурной идентичности. Выявлены как проблемные моменты в области художественного образования, так и перспективы развития данной сферы.
Заключение. На основе результатов комплексного исследования художественного образования на Севере Красноярского края выявлены наиболее успешные практики, дающие возможность новым поколениям представителей коренных малочисленных народов Севера приобщаться к традициям предков. Также были обнаружены недостатки. В интервью эксперты отмечают в качестве проблемы отсутствие четкой последовательной связи между разными уровнями художественного образования. Образовательные программы, как отмечают эксперты в сфере художественного образования и сами учащиеся, выступают мощным фактором, формирующим этнокультурную идентичность и на уровне дополнительного образования, и на уровне профессионального.
Ключевые слова: художественное образование; образовательные программы; Север Красноярского края; коренные малочисленные народы Севера; полуформализованное экспертное интервью; полевые исследования; этнокультурная идентичность.