Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Индивидуальные стили реферирования: подходы к описанию и диагностике

Дата публикации: 2019-06

Дата публикации в реестре: 2020-06-02T16:57:00Z

Аннотация:

Статья посвящена проблеме исследования индивидуальных стилей реферативной деятельности человека с целью их описания, а также обоснования методов их выявления (диагностики). Цель статьи — определить научный статус, а также обосновать прагматическую функцию индивидуальных стилей реферирования для повышения качества подготовки студентов к данному виду письменной деятельности в условиях обучения иностранному языку. Основная установка авторов — доказать, что индивидуальный стиль реферирования обусловлен социокультурными и личностными факторами, влияющими на способность воспринимать и перерабатывать исходный текст и порождать вторичный текст — реферат. В качестве методологического основания авторы опираются на личностно-деятельностный и межкультурный подходы к обучению. Решение исследовательских задач обеспечивалось благодаря применению комплекса взаимосвязанных методов: теоретических (анализ литературы, обобщение имеющегося отечественного и зарубежного опыта), общенаучных (классификация, дифференциация, сравнение, сопоставление, обобщение), а также эмпирических (экспериментальная работа, контент-анализ продуктов деятельности — рефератов, статистическая обработка данных). Материалом для исследования служат рефераты как продукты естественной письменной речи русскоязычных и англоязычных студентов экономического вуза. В результате выявлены и охарактеризованы лингвокогнитивные стили реферирования носителей английского и русского языков, отражающие национально и личностно обусловленные способы аналитико-синтетической переработки информации. Экспериментально и статистически достоверно доказан факт проявления русскоязычными студентами дифференцирующего, сканирующего стиля реферирования, англоязычными — интегрирующего, фрагментирующего стиля реферирования. Систематизация итогов контент-анализа рефератов продемонстрировала использование студентами личностного опыта в восприятии, переработке исходного текста и в создании текста реферата. Полученные результаты способствуют оптимизации процесса подготовки студентов к письменной реферативной деятельности, осуществляемой в условиях межкультурной коммуникации, с учетом проявления индивидуального стиля реферирования

Тип: Journal Article


Связанные документы (рекомендация CORE)