Гидротехнические сооружения представляют собой сложные инженерные конструкции, которые оказывают значительное влияние на формирование хозяйственного и культурного облика целых районов, преобразуют их природные условия. Напорные ГТС являются объектами повышенной опасности, аварии которых могут создать чрезвычайные ситуации, привести к значительным ущербам, а также к человеческим жертвам. Число и размеры гидротехнических сооружений растут, происходит развитие хозяйственного освоения районов, находящихся в зоне влияния крупных гидроузлов. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема обеспечения безопасности гидротехнических сооружений остается актуальной в России и в зарубежных странах. Чрезвычайную опасность представляют аварии и разрушения больших плотин и водохранилищ, так как с увеличением высоты плотин и объемов водохранилищ повышается степень риска, которому подвергаются население, хозяйственные и природные объекты в нижнем бьефе гидроузлов.
В данном работе предложено использовать метод декомпозиции объекта для контроля за состоянием ГТС. Разбиение на разные уровни иерархии позволит определять является выявленный дефект локальным и достаточно провести плановый ремонт или же он относится к более высоким уровням иерархии, что требует обследования всего сооружения. Далее построены прогнозные модели, по которым можно определять допустимые значения контролируемых параметров. На основе регрессионных данных также назначаются критерии безопасности ГТС. В результате выполненной структуризации объекта и построенных прогнозных моделей сделаны выводы о работе сооружения и даны рекомендации по улучшению контроля за измеряемыми параметрами.
Ключевые слова: гидротехнические сооружения, диагностика, мониторинг, критерии безопасности, прогнозные модели, декомпозиция.