В статье представлен теоретический анализ социально-психологических
аспектов становления эмоционального реагирования в детском возрасте. Анализируются научные
подходы отечественных и зарубежных авторов к пониманию феноменологической
природы эмоционального реагирования, определению социально-психологических
факторов и механизмов, детерминирующих его возникновение, становление и оформление
с позиций культурно-исторической
традиции. Освещаются научные концепции,
теоретические подходы и учения, раскрывающие совершенствование эмоционального
реагирования как процесса иерархической дифференциации в онтогенезе, опосредствования эмоциональных реакций социальным и предметным содержанием,
поступательного развития механизмов регуляции, контроля и управления, инициируемых
созреванием, когнитивным, психосоциальным развитием и социализацией.
Раскрываются теоретические подходы к построению периодизационных схем становления эмоционального реагирования в детском возрасте как процесса, восходящего
от элементарных форм эмоционального отражения к высшим социально-детерминированным,
сознательно регулируемым и управляемым формам эмоционального
поведения. В процессе онтогенетического развития ребенка данные процессы из внешне направленных,
материализованных форм переходят на уровень внутренней регуляции поведения.
На основании анализа существующих научных подходов выявлены дефициты и обозначены перспективы исследования в рассматриваемой области. Обосновывается
необходимость разработки универсальных комплексных классификационных и периодизационных схем, отражающих онтогенетические особенности поступательного
развития, накопления и усложнения психологических новообразований в многокомпонентной структурно-уровневой
и иерархической организации эмоционального
реагирования. Определяется теоретическая и практическая значимость в разработке условий психологического сопровождения процессами становления, развития
и оформления эмоционального реагирования в детском возрасте, с внедрением технологий мониторинга, прогноза и управления целенаправленным формированием эмоционально-компетентного поведения у подрастающего поколения