Изучение и оценка эмоционально-личностных тенденций и поведенческого репертуара эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
В статье поднимается недостаточно исследованная, но актуальная проблема необходимости своевременного изучения и оценки эмоционально-личностных
тенденций
и поведенческого репертуара эмоционального реагирования учащихся младшего
школьного возраста с нарушением интеллектуального развития. Решение ключевых вопросов, связанных с улучшением процессов социализации и социальной адаптации данного контингента школьников в условиях современного общества, не может рассматриваться вне контекста проблемы изучения и коррекции эмоциональной
регуляции их поведения. Исследуемой категории школьников свойственны
существенное отставание в развитии эмоционального реагирования, узость диапазона
переживаний, частое несоответствие эмоциональных реакций внешним воздействиям
по силе, интенсивности и содержанию, ограниченность интерпретации чувственного материала, которые приводят к неполноценному восприятию эмоциональных
реакций других людей и не всегда адекватному и дифференцированному выражению собственных эмоциональных реакций социально приемлемыми способами.
Все это провоцирует сложности во взаимоотношениях учащихся с нарушением интеллектуального развития между собой и с окружающими взрослыми, создаёт серьезные барьеры в их обучении и воспитании, опосредует возникновение отклонений
в поведении различного порядка, приводит к трудностям социальной адаптации и социализации.
В статье описывается организация реализуемого исследования, раскрываются основные
компоненты, технологические параметры, этапы изучения эмоционально-личностных
тенденций и поведенческого репертуара эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития. Модель исследования раскрывается посредством последовательно реализуемых диагностических
блоков, направленных на изучение и оценку доминирующих в поведении учащихся эмоциональных реакций, экспрессивной выразительности и регуляции эмоционального
реагирования, а также на изучение и оценку когнитивно-перцептивного
содержания эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития. На основании реализуемого исследования описываются специфические особенности эмоционально-личностных
тенденций и поведенческого репертуара эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального
развития, которые не только возможно, но и необходимо своевременно подвергать
психолого-педагогической
коррекции с целью улучшения процессов социализации и интеграции изучаемого контингента школьников в современном обществе