Статья посвящена философскому аспекту определения имманентности и атрибутивности
понятия «толерантность» собственно культуре как таковой. Предмет исследования актуализирован как современными процессами в глобальном мире, так и различием ключевых методологических позиций в данной проблематике, на которых
держатся сегодня современная российская и западная наука. Цель настоящего исследования — уточнение философских оснований существующего противопоставления
обществ с традиционными этическими культурами (Россия, Китай) и полигосударственной
европейской этнической общности «нового типа». На материале анализа происходящих в России и Европе общественных процессов с использованием сравнительно-исторического
метода, методов моделирования и модельной экстраполяции
в области культурологии, социальной психологии и политологии в статье выявляются
основные подходы к этнической и социальной идентичности, культурные и идеологические их составляющие. Подтверждена гипотеза о том, что культура требует обозначения своей границы с другой культурой, признания этой границы, различающей и подтверждающей культурную семантику. Отрицание этого факта — прием идеологического манипулирования этносоциальным сознанием общества в рамках
глобализационных процессов